Инновации

Инновационная деятельность

В последние годы дошкольное образование остро нуждалось в освоении и внедрении новых образовательно-воспитательных программ и учебно-методических комплексов. Это объясняется повышением требований школы и родителей к уровню и качеству компетенций и функциональной готовности выпускников ДОУ к обучению в школе. В ответ на эти требования педагоги не только стали осваивать рекомендованные МО РФ программы, но и разрабатывать проекты, создавать методические разработки. Главное условие, без которого инновационные начинания просто невозможны, — это атмосфера созидания, свободы творчества, доверия и поддержки.

Каждая авторская идея от возникновения до момента практического внедрения проходит определенный путь. Первоначально она обсуждается с коллегами, определяется ее новизна, актуальность, целесообразность и ресурсная необходимость. Автор презентует свой теоретический труд коллективу и педагогическому сообществу в районе.

С 2019 года на базе Турмасовского филиала МБДОУ Новоникольского детского сада открыта инновационная площадка: «Консультационный центр в дошкольном образовательном учреждении, как инновационная модель оказания психолог педагогической и консультативной помощи семьям, имеющих детей дошкольного возраста»


Результатами развития инновационной деятельности в ДОУ можно назвать:
— Активное участие педагогов в обновлении дошкольного образования через разработку и внедрение авторских проектов, методических разработок по различным направлениям:
1. Проекты по формированию у дошкольников здорового образа жизни — «Растим здоровым малыша», «Прогулка с интересом» — Болтарец И.А.
2. Использование метода проектов для развития цветовосприятия — проект «Цветочный город» (Болтарец И.А.)
3. Проекты «по экологическому воспитанию — (Кузичкина О.В.); «Птицы нашего края» ;
4. «Чему учит сказка» проект по духовному воспитанию
5. «Экспериментирование — творческий проект «Вода вокруг нас», методическая разработка «Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста — (Паневина Е.В..).

Для поддержания интереса воспитателей детского сада к инновационной деятельности широко используются различные способы и формы поощрения, благодарности, поддержка.
Планирование и проведение лечебно-профилактических мероприятий в ДОУ наравне с образовательными, воспитательными.

Лечебно-профилактические мероприятия в учреждении являются равнозначными образовательно-воспитательным. Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения. Каждый взрослый, начиная от руководителя, проявляет доброжелательное отношение, внимание и заботу ко всем детям, к их настроению, эмоциональному самочувствию, личностному благополучию, успешности и комфортности.
Планирование и проведение работы осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

При планировании работы с детьми в ДОУ необходимо опираться на «триаду здоровья»: рациональный режим, закаливание, движение.
План педагогического раздела включает в себя:
1. Общие вопросы.
2. Занятия.
3. Работа вне занятий.
4. Прогулка.
5. Досуги, праздники, развлечения.
6. Взаимодействие с родителями.
7. Контроль.
8. Регулирование.

Общие вопросы.
Разрабатывается режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей, времени года (теплое и холодное время года). В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна, занятий и свободной деятельности.

Составляется расписание непосредственно образовательной деятельности для каждой группы детей, ведется суммарный учет времени занятий в каждой группе. В период каникул проводятся экскурсии, развлечения.

Расписание непосредственно образовательной деятельности и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов.

Организованная образовательная деятельность.
Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на специальных физкультурных занятиях.

Физическая нагрузка на занятиях снижается детям, имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности.

В сетку непосредственно образовательной деятельности включен цикл «Познай себя».

При организации и проведении занятий используется принцип деятельностного подхода — игра, то есть та деятельность, которая вызывает у ребенка положительный эмоциональный отклик. Интересу детей на занятиях способствует появление персонажей сказок и мультфильмов. В каждое занятие включаются динамические паузы — физкультминутки. Форма проведения занятий — подгрупповая.

Работа вне занятий.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Эти мероприятия эффективно сопровождать художественным словом, музыкой, элементами психогимнастики.

Прогулка.
Обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Досуги, праздники, развлечения.
В детском саду проводятся в соответствии с планом спортивные и музыкальные развлечения, праздники (традиционные, фольклорные).
Здесь раскрываются возможности и способности каждого ребенка. Развлечения и праздники — это радость, заряд положительной энергии.

Взаимодействие с родителями.
Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом деле — сотрудники. Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Наглядность (стенные газеты, брошюры, памятки), совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков, экскурсии).

Контроль
Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в процессе контроля: оперативного, тематического, итогового.

Регулирование.
Любая заранее спланированная деятельность требует регулирования — поддержания работы на фоне текущих незапланированных событий, устранения и разрешения проблемных ситуаций, консультирования и обучения педагогов.

Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из следующих направлений: физиотерапия, профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд. В физиотерапии активно используются естественные факторы внешней среды — солнце, воздух, вода, земля, игры на воздухе, солнечные ванны, босохождение по массажным коврикам. Для осуществления искусственной физиотерапии применяется УФО.

Основной задачей руководителя по реализации педагогического и медицинского разделов является не только вдохновение педагогов, но и в большей степени обеспечение деятельности всем необходимым: оборудованием, инвентарем, современной литературой и применением дифференцированной оплаты труда.

Для успешного осуществления здоровьесберегающего процесса необходимо обеспечить организацию здорового питания воспитанников в ДОУ — сбалансированного, разнообразного, достаточного. В ДОУ практикуется несколько меню: основное, сезонное (включает в себя те продукты, которые характерны для текущего времени года).

Роль руководителя в обеспечении питания детей заключается в бесперебойном обеспечении продуктами высшего качества, заключении договоров с поставщиками. Руководитель вместе с педагогическим коллективом и медицинским персоналом вовлекает родителей в обеспечение здорового детского питания в домашних условиях.

Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости в период эпидемий гриппа, сокращение числа пропусков по причине болезни, а также создание устойчивой здровьесберегающей системы. Следовательно, можно говорить о выполнении и общественного, и государственного заказа.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS